Ряд банкротств в туристической сфере стимулировал власти к пересмотру законодательства. Как заявил Владимир Мединский, министр культуры, одной из причин всех проблем является нежелание туристов страховать свои путешествия. Сейчас туристы покупают только медицинские страховки. Инициатива же предполагает, что страховаться будет весь договор об оказании услуг, включая перелет и проживание в отеле.

Возможность застраховаться есть и сейчас. Как выразился Мединский, тем, кто на этом сэкономил и столкнулся с проблемой банкротства туроператора, приходится «сидеть и ждать, когда государство его вытащит». Но власти неоднократно отклоняли выдвигавшиеся ранее инициативы об обязательном страховании туров из опасений, что повысится стоимость туристических продуктов. Если страховка от невыезда стоит 1-2% от стоимости тура, то страхование всего договора должно стоить примерно 5-6%. К примеру, страховка путевки стоимостью 30 тыс. рублей обойдется в 1,5 тыс. рублей.

Вроде немного для гарантии спокойного отдыха. Вот только кто должен платить? Некоторые туроператоры уверены, что раз туристам нужно страховать свои риски, то они пусть и платят. Другие считают, что полис в равном размере должны оплачивать турист и туроператор (ведь это он может обанкротиться, а не клиент). Ряд экспертов предлагают сделать механизм, аналогичный тому, что использует Агентство по страхованию вкладов (АСВ).   

Фонд АСВ состоит из страховых взносов банков (80,6%), прибыли от инвестирования (14,1%) и имущественного взноса РФ (5,3%). Страхование услуг в турбизнесе можно организовать по похожей схеме, дополнив ее некоторыми механизмами из сферы автострахования. Но для этого требуется законодательная база, на создание которой уйдет 1-1,5 лет. Учитывая нынешнюю ситуацию, закон вполне может появиться.   

Пока в таких случаях туристам может помочь только организация «Турпомощь», фонд которой формируется за счет взносов туроператоров. Однако средства выделяются только на оплату авиаперелета туристов в Россию, и часть фонда в связи с последними банкротствами уже потрачена. Это грозит повышением членских взносов, которые туроператоры и без того считают слишком высокими (100 тыс. рублей).

Есть и другие предложения, касающиеся регулирования туристической отрасли. Российский союз туриндустрии (РСТ) настаивает на том, чтобы расчет страхового покрытия производился с учетом общей стоимости принятых обязательств и заявок, оплаченных туроператору, а штрафы за нарушение этого порядка были пропорциональны потерям туристов. Сейчас штрафы составляют 100-200 тыс. рублей, тогда как туристы теряют сотни миллионов.

Еще предлагается усовершенствовать механизмы страхования ответственности турагентств – посредников между туроператором и туристами. Туроператоров в стране около 1,7 тыс., а агентств – свыше 18 тыс., и их деятельность никак не регулируется.

Также предлагают законодательно закрепить обязанность турфирм предоставлять туристам билет в обе стороны и подтверждение оплаты номера в отеле. Впрочем, никто не запрещает туристам требовать эти документы и сейчас. Помимо этого, туристам рекомендуется самостоятельно проверять данные о вылете и проживании в отеле, для чего достаточно позвонить по указанным на сайтах авиакомпаний и отелей телефонам. 

News Reporter

Добавить комментарий