Ассоциация российских банков (АРБ) получила письмо от Юрия Полупанова, директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ, с официальным разрешением отказывать в обслуживании клиентам, подлинность паспортов которых не подтверждена через базу ФМС.

Если по результатам запроса банк получает ответ, что сведений о данном паспорте в электронных учетах ФМС пока нет, то до момента официального подтверждения подлинности паспорта банк вправе отказывать в обслуживании. Если же приходит ответ, что паспорт недействителен, то банк не просто вправе, а обязан отказать. ЦБ уточняет, что в обоих случаях гражданин может предоставить доказательства подлинности паспорта. Например, официальное письмо из территориального подразделения ФМС России.

Требование обязательной проверки паспортов при обращении граждан за банковскими услугами введено в марте 2014г. В рамках любых операций банки обязаны проверять подлинность паспорта при идентификации клиента, в том числе при выдаче кредита, открытии вклада, а также обмене валюты и совершении переводов на сумму более 15 тыс. рублей. Для проверки используется информационный сервис на сайте ФМС, в котором нужно ввести серию и номер документа. За неисполнение требований предусмотрены штрафы: 10-30 тыс. рублей для сотрудников и 50-100 тыс. рублей для самих банков.

Но в процессе работы выяснилось, что база ФМС неполная, а информационный сервис функционирует нестабильно. Официальная позиция Банка России на этот счет изложена в письме Полупанова. Регулятор также дал банкам добро использовать для получения сведений систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), к которой подключены 90% банков. По мнению регулятора, это исключит перегруз интернет-ресурса ФМС и избавит от ручного ввода информации.

Банкиры согласны с позицией ЦБ, но указывают на необходимость дальнейшей проработки вопроса, чтобы не возникла ситуация, когда из-за технических проблем приходится отказывать большому числу клиентов. Как отметила Ирина Войтенко, начальник отдела открытия СБ Банка, сейчас 1 из 10 подлинных паспортов не значится в электронных учетах ФМС. Приходится просить клиента обратиться в подразделение ФМС за подтверждением. Ясно, что клиент будет недоволен, ведь паспорт на самом деле подлинный. У человека сформируется негативное отношение к банку.

Как считают эксперты, пока единственный выход – наладить взаимодействие с ФМС через СМЭВ. Ведь из-за проблем с базами ФМС клиенты будут вынуждены самостоятельно обращаться за документами, которые подтверждают подлинность паспортов. Наталья Самойлова, руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ», отметила, что текущая ситуация – это недоработка ФМС, так как госслужбам следовало должным образом подготовиться перед вступлением в силу указания ЦБ. Теперь из-за недоработок граждане терпят неудобства, так как едва ли банки станут брать на себя риск, обслуживая клиента без подтверждения подлинности паспорта.

Петр Шелищ, председатель Союза прав потребителей, указывает, что в настоящее время с поддельными паспортами в банк обращаются редко, это вчерашний день. Поэтому нельзя создавать человеку препятствия для получения банковских услуг  из-за независящих от него проблем. Получается, что придется тратить деньги и время для получения дополнительных документов, чтобы просто прийти в банк.

News Reporter

Добавить комментарий