Как пишут «Известия», Банк России в рамках антикризисных мер поддержал просьбу банковской отрасли об отмене обязательного характера проверки паспортов клиентов по базе Федеральной миграционной службы. Ранее каждый десятый клиент банка получал отказ в обслуживании из-за отсутствия данных о его паспорте на сайте ФМС.

Требование о проверке ЦБ и Росфинмониторинг ввели в марте прошлого года в качестве дополнительной меры противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Банкам было предписано проверять подлинность паспортов при совершении любых операций, за исключением обмена валюты и денежных переводов, при осуществлении которых обязательная проверка требовалась лишь в том случае, если сумма операции превышала 15 тыс. рублей.  

За неисполнение предусмотрены штрафы как для сотрудников (10-30 тыс. рублей), так и для самих банков (50-100 тыс. рублей), а за неоднократное нарушение – приостановление операций. Поэтому банки старались выполнять предписание, но столкнулись с проблемой: сайт ФМС не всегда стабильно работает, а база – неполная. Тогда регулятор разрешил отказывать в обслуживании тем, чьи паспорта невозможно проверить.

Андрей Емелин, председатель НСФР (Национального совета финансового рынка), считает, что в кризисной ситуации, когда банкам важен каждый клиент, такое ограничение недопустимо. НСФР попросил ЦБ отменить мартовские указания, и Банк России пошел навстречу. Ирина Гудкова, руководитель центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка, считает, что это не только ускорит процесс обслуживания, но и справедливо избавит банковских работников от непрофильных функций, так как проверка подлинности паспортов – это все-таки задача правоохранительных органов. К тому же, в текущей обстановке отказ клиенту или просто сбой в работе, по словам руководителя службы внутреннего аудита Абсолют Банка Елены Букиной, может быть воспринят «слишком нервно».

Пока отмена является временной мерой, но Карина Артемьева из Национального рейтингового агентства, считает, что требование о проверке должно быть отменено полностью, так как длительное ожидание или же отказ в обслуживании могут создать негативное впечатление о банке не только в кризис. По мнению Светланы Повикаловой, начальника управления розничных продуктов Локо-Банка, лучше предоставить банкам право самостоятельно определять необходимость проверки паспортов в зависимости от степени риска и серьезности операции.

Олег Барановский, предправления Банка расчетов и сбережений, напротив, считает, что в предложении об отмене нет ничего антикризисного. Он полагает, что послабление может спровоцировать рост мошенничества со стороны граждан. В банки потянется сомнительная клиентура, но ведь кризис закончится, и когда регулятор начнет штрафовать банки за сомнительные операции, не оглядываясь на то, как сложно было этому банку работать в кризисное время.

Букина сомневается, что послабление вызовет глобальный рост использования фальшивых и украденных паспортов, так как банки применяют собственные системы оценки клиентов. По наблюдениям банкиров, случаев предоставления фальшивых паспортов не так уж много: в среднем крупный банк сталкивается с 215 такими случаями ежегодно. Для сравнения, мошенничество в форме скимминговых атак, когда на банкомат устанавливаются устройства, считывающие данные карт и PIN-коды, встречается гораздо чаще – 1,8 тыс. случаев в год.

News Reporter

Добавить комментарий