Банкиры хотят переложить на клиентов ответственность за пропажу средств с карточек. Если банк докажет, что убытки клиента возникли из-за нарушения последним порядка использования карты, то банк не обязан выплачивать компенсацию. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс обсуждаются в экспертном совете Госдумы.

Пострадавшему клиенту возместят убытки, только если он докажет, что карта была украдена, что он не смог своевременно уведомить банк о несанкционированной операции по независящим от него причинам, или же что карта не утрачена, но держатель физически не мог находиться в месте совершения платежа.

Если сейчас непричастность клиента к проведенному платежу доказывает банк, то в случае принятия поправок делать это должен будет сам клиент. Между тем в законе «О Национальной платежной системе» есть четкое указание банкам возмещать украденные мошенниками средства держателям карт, причем с 1 января этого года держатель вправе не доказывать свою непричастность.

Правда, клиентам от этого не легче, и деньги вернуть сложно, так как зачастую банки просто отказываются принимать заявления о несанкционированном списании средств и отправляют клиентов в полицию. Полиция же не хочет раскрывать такие преступления и уверяет, что это невозможно. В качестве решения банки предлагают страховку от мошенничества, которая стоит 600-800 рублей в год. Еще клиент может пожаловаться в ЦБ и обратиться в суд. Обычно это помогает. Однако, как оценивают в юридическом департаменте одного из банков, доля обращающихся в суд пострадавших клиентов, которые получили отказ, не превышает 20%.

Чтобы исправить ситуацию, разработаны поправки в Гражданский кодекс, увеличивающие ответственность банков за мошеннические операции по картам. В случае их принятия банк обязан будет возместить сумму по мошеннической транзакции вне независимости от степени неосмотрительности клиента, если последний вовремя заявил о несанкционированном списании. Банкирам идея не нравится, поэтому они разработали свои поправки, по которым им не придется возмещать убытки, если держатель карты «сам виноват».

Единого мнения среди банкиров о том, какие действия клиента считать ведущими к негативным последствиям, нет. Кто-то считает, что это написанный на карте PIN-код, для других достаточно, чтобы клиент оставил карт в доступном для посторонних месте. Единой методики выявления вины не существует. Каждый банк расследует дело по-своему.

Также предлагается уменьшить размер компенсации убытков, если мошенничество произошло из-за «грубой неосторожности» держателя карты. Но, опять же, в чем проявляется эта неосторожность, четко не оговаривается.  

Степан Гузей, партнер юридической фирмы Lidings, считает, что мошенничество либо есть, либо нет. И стремление банков уменьшить сумму возмещения – всего лишь попытка банкиров переложить свою обязанность взыскивать средства с мошенников на конечного потребителя. Получается, что вне зависимости от того, имели мошеннические действия место или нет, никаких гарантий клиенту не предоставляется.

News Reporter

Добавить комментарий